Решил перенести в блог свой отчет о первом опыте заграничного путешествия - яхтенном ралли 2008 г.
..............................................................................................
Организатором ралли выступил Олег Фроленко (www.navigate.com.ua). Он имел достаточно большой опыт взаимоотношений с местными хорватскими чартерными компаниями, и для его зарождающегося туристического агентства это
должна была стать хорошая реклама. Информация быстро распространилась в среде
киевских и не только киевских яхтсменов (были экипажи из Днепропетровска и
Литвы), в итоге в ралли приняло участие 13 яхт.
Часть нашего экипажа сформировалась быстро – я и Максим (мы с
ним являлись совладельцами нашей маленькой яхты «Mary»,
яхт-клуб «Пiвденний») плюс Болек (он как раз тогда загорелся яхтингом после
участия с нами в регате «День г. Украинка»).
Еще двух попутчиков мы нашли не сразу – многие уже имели планы на
майские праздники и отказались от приглашения. В итоге с нами пошли семейная
пара - Маша и Олег – люди, яхты никогда до
этого не видевшие. Мы все волновались по этому поводу – ведь разное бывает,
когда неделю надо жить вместе на пятачке 11х3 м, но как оказалось, напрасно – Маша и Олег легко вписались в
экипаж.
Процесс подготовки необходимых документов - crew-lists,
визы Венгрии и Хорватии (весной 2008 г еще нужна была виза) - прошел для нас гладко
– все было сделано агентством Фроленко практически без нашего участия, но в
последний момент (это особенность этого агентства).
Уже в процессе подачи документов я узнал, что нам
достанется 37-футовая Dufour Gib Sea по имени «Nana»
. Фроленко утверждал, что это его любимая лодка (возможно, это так и есть… но интересно
что он говорил другим J).
Был один непонятный момент – лодку просто так получить нельзя –
за нее должен отвечать шкипер с определенной квалификацией. Мои документы для
этого годились (я только что закончил переподготовку на рулевого 1-го класса и
теоретически мог управлять яхтами до 12 м длины), но практического опыта хождения по
морю у меня не было – я собственно за этим и шел в ралли.
Первоначально Фроленко планировал дать нам местного хорватского
шкипера (обычно наемный шкипер со стороны обходится примерно 100 евро в сутки
плюс питание). Но потом он сумел привлечь для нас Владимира Трошина – интеллигентного,
авторитетного яхтенного капитана с огромным опытом. Я даже немного волновался,
как он воспримет такой, мягко говоря, малоопытный экипаж; как оказалось позже,
он тоже волновался, но все оказалось замечательно - мы великолепно сработались и остались
довольны друг другом.
Дорога
Добираться до Сплита, где находилась наша марина (яхтенная
стоянка), нам предстояло на автобусе. Планировалось потратить на дорогу 28
часов. Но реально потратили почти 38. Нашу таможню мы прошли в обед 2 мая примерно за 1,5-2 ч, а на
венгерской стороне мы провели около 5 часов – в коридор для автобусов
венгерские таможенники направили пару легковушек уличенных в контрабанде и
демонстративно разбирали их на части (снимали карты дверей, пороги, сиденья…).
Найденный контрабандный блок сигарет был демонстративно разодран на части,
разбросан вокруг машины и собравшиеся вокруг таможенники играли со своей собакой пачками. Вся работа на
таможне остановилась, уперев руки в бока, мордатые чиновники стояли кружком
вокруг уличенного в контрабанде своего же венгра и смеялись над ним. С
украинской стороны очередь ушла уже далеко за мост, а полные автобусы ждали под
солнцем… - Через 5 часов ожидания, наши паспорта забрали, быстро проштамповали
и не проверяя ничего выпустили автобус.
Будапешт проехали ночью, ближе к утру мы за 20 мин прошли
венгерско-хорватскую границу и оказались на великолепном полупустом автобане.
Надо сказать, что дороги в Хорватии замечательные – на островке где две
деревушки с 300 жителями, деревушки соединены между собой дорогой с
разметкой и отражателями (а дорога проходит в горах, однако), выбоин или ям на
такой дороге нет вообще. В то же время автопарк на островах – у нас такого
старья не найти даже на разборках. Местная публика явно небогата и предпочитает не понтоваться.
Получение
яхты (Check
in)
Около 14 ч 3 мая мы въехали в марину г. Сплит. Часть яхт была
готова к нашему приезду, а часть еще приводили в порядок после поляков, которые
брали их в чартер на неделю раньше нас.
Трошин оформил на себя необходимый договор залога, мы скинулись
на страховочный возвращаемый депозит
(1500 евро) и приступили к приемке яхты у чартерной компании. Процедура
заключалась в проверке всего, что можно проверить (работоспособность мотора,
целостность парусов, работа газовой плиты, душа, гальюна, комплектность посуды,
инструментов, навигационных карт…. - все что есть на борту и что можно
поломать, порвать или утопить) – 2 часа пересчитывания и демонстрации
работоспособности и устройства яхты. Для хорватов это был первый опыт общения с
украинцами, и они явно перестраховывались.
В это время часть экипажа, поменяв на почте деньги, закупала
продукты в ближайшем магазине.
Болек на камбузе (отлично и всегда с радостью готовил)
штурманский стол
гальюн и душ
кают-компания
Сплит –
Трогир
Около 16 ч мы начали процедуру выхода из марины. Сделать это не
просто – яхта на малом ходу плохо управляемая , расстояние между соседними рядами яхт метров 10, не больше..
Выход удался нам со второй попытки – сильный отжимной ветер
забрасывал корпус яхты в глубь марины. Пришлось выводить и разворачивать яхту
на руках, цепляясь за леера соседних яхт.
План перехода на первый день был такой – выйти в Сплитский пролив,
получить навыки управления яхтой, и к 20 ч подойти к стенке в г.Трогир (всего
получилось около 17 миль ), где мы должны
были первый раз ночевать на яхте. При этом нам предлагалось подходить позже остальных,
чтобы более крупные яхты оказались ближе к причальной стенке (планировали
становиться лагом в несколько рядов).
Мы вышли
одними из первых, попробовали ходить разными курсами, опробовали автопилот, по
очереди порулили (для Болека, Маши и Олега это было первый раз в жизни!).
Дул
хороший северо-западный ветер, силой до 22 узлов (11 м/с), нам удалось
разогнать яхту до 8,4 узла (что оказалось своего рода рекордом для нее – т.к.
лодка нам досталась хоть и комфортная, но очень тяжелая, хорошо шла только в
сильный ветер).
Надо
заметить, что хорваты очень спортивны, рядом с мариной – яхт-клуб для частных
лиц, несколько сот яхт от небольших 4-метровых «Корморанов», до 12-метровых
крейсеров и гоночных яхт. На территории клуба – магазин и парусная мастерская,
судомодельный кружок (полки заняты победными кубками) – занимаются и взрослые и
дети. В городе масса спортивных площадок, практически никто не курит, спиртное
распивается не на виду.
Наш шкипер - Владимир Александрович Трошин - участник дальних яхтенных походов, строитель яхт и парусный мастер (тот который умеет шить паруса :))
По
ходу дела, подтянулись другие яхты из нашего ралли и завязалась неофициальная
гонка. Мы достаточно легко обошли две других яхты и до конца были лидерами,
придя в итоге в Трогир первыми и никого там в темноте не обнаружив (судейское
судно – 15-м яхта Luigi должна была
швартоваться первой и указать место для стоянки остальным). Постепенно узкое
пространство между пристанью со стороны старого города и противоположным
берегом стало набиваться приходящими яхтами, образовалась своего рода карусель,
яхты шли кружа друг за другом, ожидая Luigi.
Наконец
прибыл Фроленко на Luigi, ошвартовался правым бортом к стенке и
предложил швартоваться к нему лагом начиная от более крупных яхт к более
мелким. Наш шкипер был недоволен тем, что нам придется становиться последними (чтобы
выйти в город нужно было бы скакать через 5-7 бортов, кроме того больше
вероятность что нас могли зацепить проходящие мимо суда) и он решил стать
кормой к стенке прямо перед носом Luigi.
Мы
бросили якорь и подтянулись к стенке. А тем
временем продолжалась строиться пирамида возле Luigi. Несколько яхт стали
нормально, а одна – Moira – долго пыталась подтянуться, и в итоге вместо заднего хода ее шкипер дал
самый полный вперед и едва нас не протаранил, уйдя на второй круг. Маша, Олег и
Макс сошли на берег и пошли выбирать ресторанчик, чтобы перекусить, а мы с
Болеком и шкипером остались, т.к. оставить яхту было опасно единственно из-за
наших коллег с других яхт.
Практически в каждом порту где мы были мы заставали пару-другую таких гулет.
Местные старожилы сообщили нам, что кроме как «покатать туристов», существует
еще один вариант, еще более интересный – велосипедные туры по островам: гулета
берет на борт с полсотни туристов-велосипедистов, делает переход на другой
остров, высаживает их там вместе с велосипедами, туристы катят через весь
остров на противоположный берег, осматривая по пути достопримечательности, а гулета
туда подходит к вечеру. Ночевка на борту и утром – следующий остров.
Интенсивность таких туров достаточно высока – не успели утром уйти две гулеты
которые ночевали рядом с нами – их место буквально через 15 мин заняли две
другие, с которых тут же на набережную высыпала толпа туристов.
Лодки такого плана у нас как правило выполняют роль плавучей забегаловки
(Гидропарк), а у них – это вполне мореходные суда, стилизованные под глубокую
старину (тоже с рассветом вышла в море)
Современные парусные и моторные яхты вперемешку стоят вдоль набережной
Трогира
20-метовая красавица из Англии
Трогир
Город
оказался очень веселым – вся набережная в ресторанах, люди отдыхают,
прогуливаются, рассматривая наши яхты. Засыпали под песни местных барышень,
что-то громко распевавших на скамейке в 10 метрах от нас.
Проснулся
под бой курантов с ближайшей башни. Сходили с Болеком на базар за продуктами
(хлеб, овощи, мясо) – продавцы прекрасно нас понимают (бабушки не рубят
английский J - просто рисуют цену на руке). Торговаться здесь не то чтобы не
принято, но эффекта никакого – сколько не просили скидки (на рынке или в
сувенирных магазинах – ни разу не получили)
Трубит горн - это сбор шкиперов на судейское судно для утреннего брифинга
В
8:30 на борту Luigi начался брифинг. Наша следующая точка – деревушка Комижа на о.Вис. Переход около 35 миль , контрольное время
сбора – 17:00 (Фроленко зарезервировал для нашей эскадры места на стоянке, если
не успеем вовремя – их отдадут чужим яхтам, а нам придется болтаться на якоре). При средней скорости 5 узлов нам придется провести в открытом
море порядка 7 часов. Т.е. выход не позже 10 ч утра. А к нам пришвартованы еще
две яхты чьи шкиперы еще спят…
Заплатил
за стоянку 250 кун (1 куна – в 2008 это примерно 1,1 грн – очень удобно при
определении цены). Здесь на каждой набережной есть «парковщик» - он показывает
где можно швартоваться, помогает принять швартовые и берет деньги за парковку. В
глубине души я рассчитывал на бесплатную стоянку – ради этого мы все и не
заходили в марину напротив. Сэкономить не получилось.
Позавтракали
на борту. Выпили чаю с круасанами. Наконец, проснулись шкиперы соседних яхт,
Трошин попросил их перешвартоваться и выпустить нас, что они с неохотой и
сделали. Пока они совершали свои маневры, мы выловили из воды чужой кранец – наши все
были на своих местах, значит этот – наш трофей.
О.Трогир
– о.Вис
Под
мотором вышли из канала, прошли пролив между материком и Чиоло, на подходе к
о.Велики Дрвеник поставили паруса. Между остовами дул несильный ветер, волны
практически не было. Но как только мы прошли траверз о.Шольта и вышли в
открытое море, получили хороший ветер с правого борта и примерно метровую
волну.
«Люблю я этот парусный спорт!» © В.А.Трошин
Болек периодически читал книгу
Сканирование сети показало наличие нескольких итальянских операторов (до Италии – чуть меньше100 км )
– чудеса прохождения радиоволн – но зарегистрироваться в них не удалось.
Наконец
мы подошли к о.Вис и повернув через фордевинд подошли к деревушке Комижа
Когда
он читал - ветер усиливался, переставал читать – ветер
куда-то пропадал. Мы потом эту взаимосвязь вычислили и использовали в своих
интересах (книгу проверили – ничего колдовского, обычная фантастика)
Сканирование сети показало наличие нескольких итальянских операторов (до Италии – чуть меньше
Подобранный
утром кранец (а стоит он не менее 200 кун), распалил в нас азарт («отобьем
бабло за поездку кранцами!»), и мы даже не поленились свернуть с пути, чтобы убедиться в
том, что маленький белый предмет на воде не кранец, а пенопластовый ящик для
перевозки рыбы.
А на найденный кранец через пару дней нашелся владелец.
Владелец – «А это случайно не наш кранец вы нашли?», Трошин –
«Вернем вам через гастроном»– и мы его поменяли на пиво.
Ровно в 17 ч мы ошвартовались кормой к пирсу по соседству с немецкой
яхтой с группой пенсионеров на борту. Через полчаса подошел парусный катамаран
с итальянцами.
Оказалось,
что мы только вторые. Фроленко нервничал: во-первых мест могло не хватить –
следом за итальянцами пришли «пшеки» - поляки – на 40-футовой Delphia; во-вторых – по VHF передали штормовое
предупреждение на вечер, а опыта штормования в открытом море у большинства
шкиперов не было (такой опыт был у Трошина, именно поэтому мы и постарались
прийти вовремя).
Прибежал
«парковщик» - забрал документы на яхту (чтобы мы не смылись не заплатив за
парковку). Мы спросили его относительно душа и туалета (в марине в Сплите были
замечательные боксы с туалетами и душевыми, в Трогире такого не было – или иди
в ресторан или у себя на яхте). Душа не оказалось, туалет – один и тот в здании
офиса «парковки» (просто набережная, это не марина), чтобы туда попасть надо
выстоять очередь. Зато на каждом причале во всех городах стояли колонки с водой
и электричеством. Принимаешь душ на яхте (в наличии на борту холодная и горячая
вода), а вечером или утром перед отходом – бункеруешься водой. Как
ошвартовались – подключились к береговой сети – заряжаются наши аккумуляторы,
набирает холод холодильник, можно поставить на зарядку телефоны и фотоаппараты
(в каждой каюте по розетке плюс две в кают-компании).
Затем стали заходить наши яхты. А мы, нагревшись на набережной, решили искупнуться. С другой стороны пирса был небольшой пляж, куда мы и отправились
Вода – 17 градусов. Бодрит!!! На ногах – тапки для купания – на дне много морских ежей
Погуляли
по деревушке, поднялись по узким кривым улочкам к монастырю над деревней
Впервые
увидел как растут оливки…
…и
лимоны
Основное занятие местных жителей – рыбалка
Наконец
к 19 ч собрались почти все яхты. Фроленко решил сделать нам сюрприз и
организовал ужин в ресторане в горах. «Трансфер» в ресторан – убитый
полуразвалившийся микроавтобус Iveko с пивными ящиками вместо сидений,
потолком в разводах ржавчины (не иначе как его топили в море несколько раз) и
веселым высоким пенсионером-водителем. Дорога в горах – великолепное покрытие с
разметкой и светоотражателями, прямо по краю 100-метрового обрыва над морем.
Лихие повороты - куча впечатлений! Пока мы стояли внизу – всем было смешно по
поводу внешнего вида автобуса, в горах стало страшно по поводу его тормозов и решительности
водителя.
Но
для нас все закончилось благополучно (второй такой же убитый микроавтобус со
следующей партией яхтсменов не смог разойтись на дороге с VW Tuareg из Чехии, в результате чего Tuareg
лишился зеркала).
Нас
привезли в домашний ресторан знакомых Фроленко, провели небольшую экскурсию к
жаровне, где готовились ягнята и «рыба с фонариком» и мы заняли свой стол. Ужин
прошел весело, добираться обратно было не страшно – ночью темно и пропасти не
видно.
Утром
купили хлеба и пива, заплатили 333 куны за стоянку, залили воду. На брифинге
шкиперов объявили о следующей цели – переход к юго-восточной части острова, в
13 ч старт гонки на о.Корчула, финишная линия – перед г.Вела Лука.
Зашли
в рыбацкий магазинчик – а там наши с яхты Bepina спрашивали у
продавщицы динамит (по приколу конечно, хорошо что хорваты понимают наш юмор, в
другой стране быстро бы оказались в полиции). Динамита там не оказалось и купив
обычные снасти (а стоят они там очень дорого т.к. они не китайские а
итальянские), ребята завалились в соседний магазин одежды, купив себе такие
шляпы, шорты и рубахи, что больше всего они стали напоминать мафиози на отдыхе.
Яхту Bepina после этого стали называть «Детиной».
Ночью в ресторане они не заказывали местное вино т.к. они прихватили с собой пару бутылей водки…
О.Вис –
о.Корчула
Первыми на веслах пошли Маша и Олег, потом Макс и Болек
Опасались
опоздать на старт, пришли к 3 ч на линию старта, но кроме пары яхт никого еще
не было. Начали разбираться, что к чему – оказалось, мы прошли восточнее
стартовой линии, а Luigi опять опоздала.
Наконец
Luigi заняла место на стартовой линии (второй конец – ближайший мыс) и
подняла первый флаг - начался пятиминутный отсчет времени до старта. Самое
выгодное для старта место – вблизи судейского судна, но учитывая малоопытность
экипажей и стоимость яхты, наш шкипер придумал другой вариант – отойти к
противоположному концу стартовой линии, разогнаться вдоль нее и пересечь ее на
скорости, избежав свалки у судейского судна (старт дается против ветра, поэтому
стартовую линию приходится пересекать под углом). Машу назначили ответственным
за отсчет времени.
Четыре
минуты до старта – поднимают второй флаг. Мы разворачиваем грот.
Одна
минута – второй флаг опускают, мы разворачиваем геную и уваливаемся на правый
галс, набирая ход идя вдоль стартовой линии.
Возле
судейского судна толчея – все хотят его обогнуть первыми, но не сделав
фальстарта.
На хорошем ходу ломимся поперек группы яхт – у нас правый галс и мы имеем право
хода, все уступают нам дорогу. Маша отсчитывает последние секунды – говорит
«Старт» - почти секунда в секунду и на судейском судне спускают первый флаг и трубят в горн – старт
открыт!
До судейского судна остается метров двадцать, когда поперек дороги под мотором вылазит 37-я Бавария – у них фальстарт (хотя какие они гонщики – даже паруса не подняли), они всем мешают и их шкипер ничего не понимает что нужно делать.
До судейского судна остается метров двадцать, когда поперек дороги под мотором вылазит 37-я Бавария – у них фальстарт (хотя какие они гонщики – даже паруса не подняли), они всем мешают и их шкипер ничего не понимает что нужно делать.
Мы
орем «Правый галс!», потом матом... - чтобы они уступили
дорогу – ноль реакции. Отворачиваем сами, чтобы избежать столкновения, другие
лодки делают тоже самое, несколько яхт умудряются протиснуться между ними и
судейским судном и они – лидеры гонки, т.к. остальные потеряли время на маневр.
Ребята на 37-й Баварии не стесняясь догоняют их под дизелем, на ходу
разворачиваю паруса и делают вид что так и надо.
В
любом случае полноценной гонки быть не могло – в ралли принимали участие
настолько разные яхты, что вместе пускать их в гонку просто не красиво – наша
яхта, например, тяжелая, комфортная и мореходная хорошо шла только в сильный
ветер, когда другие зарывались в волну. Меньшие и более легкие яхты хорошо шли
в слабый ветер, а победителем «гонки» стала крейсерско-гоночная Luci Uci.
Немного
успокоились после старта, поиграли парусами, пытаясь выжать максимум скорости
(мало того что яхта сугубо крейсерская, так еще и генуя растянута как тряпка,
еле тянет). Трошин предложил провести стаксель-шкот снаружи леерного ограждения
и отжать его ногами максимально от борта, что я и сделал – скорость сразу
увеличилась, и мы постепенно заняли место между группой лидеров и группой
остальных яхт, развив неплохие для этой лодки 7 – 7,5 узла.
Однако
через несколько часов ветер стих и мы еле двигались. Постепенно яхты, которые
шли за нами, включали моторы и выходили из гонки – контрольное время прихода в
Вели Луки – 18 ч, после которого могло просто не хватить места у пирса.
Оставались только самые спортивные экипажи.
Быстро
догнали ушедшие вперед яхты, за кормой висел только один соперник. Неожиданно
эта яхта резко увеличила ход, в течение пяти минут обогнала нас, вышла вперед и
так же резко ход сбавила, идя теперь немного впереди нас. Как говорится,
«набила дизель-шкот» L. В итоге мы пришли к финишу за 20 мин до окончания
контрольного времени.
По
VHF убедились что судьи видят что мы пересекли финишную линию, Фроленко запросил нас
об остальных – мы честно сообщили что остальные разбрелись кто куда не выдержав
штилевания.
Фроленко
потом пытался пересчитать результаты гонки исходя из размеров и «спортивных»
свойств яхт и нам вроде как предлагали четвертое место – но все равно больше
половины яхт сошли с дистанции и нормальной гонки не получилось.
Зайдя
в гавань Вели Лука, обнаружили что мест у набережной почти не осталось,
попытались стать на свободное место рядом с 37-й Баварией – ее шкипер заорал
что там становиться нельзя и только вмешательство Фроленко помогло нам занять
это место.
Вообще,
почувствовалось что все-таки дикари живут в Украине (тогда все это жлобство, обман
и крики воспринималось нормально, а
через четыре года поездок за рубеж это отчетливо видно ).
Поужинали.
Уговорили бутылку местного ликера – «Ореховац» - супер! Настроение сразу
улучшилось. Погуляли по вечернему
городку. Вся набережная усеяна ресторанчиками, почти везде играет музыка, да
только так что слышно только в пределах именно этого заведения, другим не
мешает.
Утром
восполнили запасы продуктов, пива и «Ореховаца» в ближайшем магазине. Нашли
рынок, купили фруктов. Посмотрели на ассортимент рыбного прилавка, но не брали
чтобы не возится с ее приготовлением.
Пещера
оказалась закрытой забором на входе, но это нам не
помешало проникнуть туда – правда ничего особо интересного мы там не увидели –
какие-то раскопки древних людей
На брифинге шкиперов сообщили следующую цель – о.Ластово. Договорились, что будет ночевка на якоре в бухте на северной оконечности острова. Контрольное время – 19:00.
о.Корчула
– о.Ластово
Вышли в
11:40, галфинд правого борта, около 3 ч ходового времени. Зашли в пролив между
Ластово и маленьким островом – охотничьим заказником. На берегу – дикая коза с
козленком. Бросили якорь, глубина порядка 11 м – видно дно со всеми подробностями. На
противоположном берегу бухты – заброшенное укрытие для военных катеров –
железобетонный 70-м туннель в скале
Вместе с Максом пошли на разведку объекта – первый раз использовали на
тузике подвесной мотор. Пофоткали внутри – на дне колонии морских ежей, звезды
и старые колеса (в виде свадебных колец)
На
обратном пути моторчик тузика сдох – мотор тарахтит а винт не вращается. Благо
были весла – догребли. Предварительный диагноз – полетела шпонка гребного
винта. Быстренько сняли винт – вместо шпонки – кусочек проволоки 1,5-2 мм толщиной, которая
свернулась кольцом вокруг вала. Так их раз так! Мало того что моторчик старше
яхты и выглядит как с помойки, так им еще и не воспользуешься!
Трошин
нашел в груде инструментов кусок 4-мм проволоки, но его нужно вырубить в
размер. С помощью молотка и топора, используя вместо плоскогубцев щипцы для
снятия изоляции вырубаю необходимого размера шпонку, забиваю ее в отверстие на валу двигателя, ставлю и фиксирую винт –
готово! Маша и Олег, Болек и Трошин идут смотреть бункер уже под мотором.
К
вечеру пришли на оговоренное утром место стоянки – красивейшая бухта, в ней –
немецкая яхта, из наших – никого. Я отвез Машу и Олега «изучать» берег (что они
успешно и сделали, взяв на прокат квадроцикл, объездив почти весь остров и
познакомившись с киевлянами – владельцами местного ресторана).
К
19 ч подошел только экипаж Гены Старикова на Temperin – несмотря на небольшие размеры,
очень быстрая лодка – почти всегда в лидерах, да и Стариков – заядлый гонщик (в 2011 году- он на одном из этапов был на борту киевской яхты "Купава", совершившей кругосветное плавание).
Весь экипаж – одна большая семья: мапа, папа и два сына с невестками.
Нещадно
трубя в пионерский горн на тузике подошел Саша – помощник Фроленко и шкипер Bepina сообщив, что все
остальные яхты стали на южной стороне острова (на Luigi закончилась вода и
они зашли в деревеньку, остальные по привычке тупо пошли за ними), если мы
хотим, можем присоединиться, если нет – напомнил что утром в 9:00 старт
следующей гонки. Его тузик нещадно протекал, кроме того бензина у него было в
один конец – Стариковы дозаправили его и Саша умотал обратно.
Трошин
и Стариков – старые знакомые, их яхты стоят в одном клубе, они рады такой
встрече и нас тоже пригласили в гости. Мы ошвартовались к друг другу кормой,
взяли бутылку «Ореховаца», стаканы и ложки, и провели приятный вечер в
небольшой тесноте (Beneteau меньше размером, да и 10 человек в
кают-кампании тоже не мало), слушая разговоры шкиперов. Первый раз после выезда
из Киева ели суп – супер вкусно (мы сами готовили только вторые блюда).
На
ночь обещали усиление ветра до штормового. Нам в бухте это не страшно.
О.Ластово
– о.Св.Клемента
В
8:30 подняли якорь и понеслись к выходу из бухты. Якорь весь в грязи, решил его
помыть набегающим потоком воды, попеременно опуская и поднимая его электрической лебедкой. Доигрался до того, что якорь раскачало и он коцнул
форштевень, оставив после удара небольшую выбоину размером в монетку.
Настроение сразу упало – страховой депозит целиком нам уже не вернут. Ребята
успокаивают – в ближайшем магазине купим краски, шпатлевки и заделаем!
На старт
успели в притык – паруса разворачивали когда шел отсчет последней минуты. Ветер очень
слабый, стартовали хорошо – наветренее других. Через полчаса ветер окончательно
скис, яхты разбрелись в его поисках кто к берегу, а кто – в море.
В
этот раз мы не стали штилевать, а запустили дизель и часа 2 просто ничего не
делали.Затем с севера мы заметили темную полосу воды – шел ветер. Сначала мы
получили на анемометре 8 узлов, потом 10, 12…16. Выключили мотор, пошли в
бейдевинд левого борта. Порывы до 20 узлов, пошла волна. По линии горизонта на этой фотографии
можно судить о «рабочем» крене яхты в бейдевинд
На
подходе к проливу между о.Хвар и Св.Клемента пошли в лавировку – в проливе
остров с маяком. Догнали Sunce Григория
Голембиевского – они смайнали паруса и шли под
мотором (потом уже в марине Голембиевский сообщил что у него на борту был
и.о.ректора КИГА, который мягко говоря боялся ветра, крена и волны и попросил
убрать паруса).
Запустили
дизель, убрали паруса и зашли в ACI-марину Palmizana. «Парковщик» указывает нам место для стоянки рядом с 50-футовой
Bavaria под немецким флагом и экипажем из пенсионеров и терпеливо ждет
пока мы развернемся и станем кормой к пирсу. Снова убеждаемся, что лодка на
заднем ходу практически неуправляемая – ждем пока ветер снесет нас на наше
место – это быстрее чем пытаться зайти самим. Ошвартовались и подключились к береговой
сети. «Парковщик» забрал документы на яхту, а мы бегом на берег – в душ!
Потом Макс,
Болек и я пошли бродить по острову. Сосны сменяют заросли из кактусов, кактусы
меняются на пальмы и наоборот.
Вот единственный местный сухопутный транспорт
Вот единственный местный сухопутный транспорт
Вышли на другую сторону острова – обнаружили небольшую бухту, в которой
укрылись от сильного ветра с десяток яхт и катамаранов. На берегу – три
ресторана. Зашли в «То-То» - у них реклама с русалкой – невозможно пройти мимо
Подбежал зазывала, стал рассказывать, что у них сегодня на ужин меч-рыба, свежевыловленная –55
кг . Подвел к кухне, показал голову и хвост
Подбежал зазывала, стал рассказывать, что у них сегодня на ужин меч-рыба, свежевыловленная –
Мы решили вечерком к ним заглянуть. Пока мы гуляли, возвращались за
деньгами и шкипером, Маша и Олег нас опередили и заняли столик для нашей
компании
Замечательный
ужин – запеченная рыба-меч под лимоном, с гарниром и белым вином. Олег сделал
всем приятный сюрприз, сообщив что ужин за его счет в благодарность за
организацию этого путешествия. Довольные, вернулись на яхту, допили бутылку
вина и легли спать.
о.Св.Климента
– о.Хвар
Расплатившись,
забрали на ресепшине документы и под мотором ушли на другой берег пролива в
г.Хвар (на о.Хвар). Интересный старинный городок с крепостью на горе
Заглянули в крепость
Спустились в подвал, где была тюрьма. Болек попробовал быть заключенным
Побродили
по городу, запаслись продуктами и сувенирами. К 14 ч вернулись на яхту, т.к.
должна была состояться еще одна небольшая гонка.
В
14:30 вышли на стартовую линию, ветер слабенький и не смотря на великолепно
проведенный старт (под самым судейским судном), три более крупные лодки обошли
нас. Но Трошин удачно разложил галсы и уже на первой контрольной точке мы
отыграли одно место, ветер усилился и мы через 2 ч пришли на финиш третьими,
имея более крупного (и потенциально более быстроходного) соперника у нас за
кормой в 50 метрах .
Перевез всех обратно на яхту, подняли тузик и пошли вдоль о.Хвар,
любуясь огромным количеством маленьких живописных бухточек, направляясь в
г.Стари Град
Стари Град оказался спрятанным в глубине бухты с узким входом и с моря его практически не видно. Ошвартовались к набережной рядом с новозеландской стальной яхтой Fillette (пару мужиков на борту и здоровая псина). Псина вела себя тихо, но не брезговала попрошайничеством
О.Хвар –
Сплит
Утром
запаслись пивом, набрали воды и вышли из города. Необходимо перед сдачей лодки
заправить ее топливом. Ближайшая заправка – Мильна на о.Брач. Туда и
направились.
Все
уже немного подустали. Нет никакого желания смотреть очередные
достопримечательности (бухта для укрытия от пиратов, местный музей). На подходе
к Мильна встречаем одну из наших яхт – заправка закрыта (празднуют 9-е мая?).
Ребята также оповестили об этом по VHF остальные украинские
экипажи – теперь придется идти на заправку в Сплит. Фроленко предупредил, что
там заправка перегружена лодками, но выбора уже нет.
На рейде перед входом в гавань – круизный лайнер под датским флагом
Пассажиров везут из города в специальных шлюпках, на борту как обычно –
одни старики
Заходим
на внутренний рейд, становимся в очередь на заправку за хорватской яхтой (перед
ними катамаран и наши Cuci Luci).
Через пять минут за нами становится в очередь английская яхта, потом шведская.
Очередь
на заправку представляет собой круговорот яхт недалеко от берега (все друг
друга вроде уважают, но вдруг кто-то полезет вперед?), т.к. у катамарана
большие баки, он заправляется долго, к тому же на второй колонке стоит
полицейский катер. Постоянно маневрируем и ждем. Подходят все новые яхты.
Наконец катамаран отходит, Cuci Luci
долго швартуется и начинает заправляться – на это у них уходит минут пять.
Становится на заправку хорватская яхта, отходит полицейский катер и мы
становимся на его место.
Быстро
швартуемся (уже накопили опыт), я принимаю заправочный пистолет, принимаем 23
литра, а соляра начинает литься через предохранительный клапан за борт.
Лихорадочно вытираем подтеки (мало ли что у них в борьбе за экологию могут
сделать), Олег расплачивается и мы отходим от заправки. Дизель это круто! – за
неделю съел меньше 20 л –
расход около 1 л/ч.
Крутимся
перед входом, пытаемся выйти на связь с родной мариной на 16 канале VHF – в ответ тишина. С пирса машут, подходим поближе (неужели
предложат становиться снаружи?) – оказалось, ребенок потерял кроссовок, он
плавает недалеко, просят подобрать. Со второго захода вылавливаем. Ситуацию
усугубляет появление эскадры детских «Оптимистов», возвращающихся с тренировки
в море, но Трошин на высоте и грамотно маневрирует между ними.
Звоню
Фроленко – он сообщает, что надо использовать
17 канал. Перестроились и повторно запросили марину – нам предложили пирс «С». Заходим
в марину, проходим к нашему пирсу – там уже бегает «парковщик», помогает
пришвартоваться. Рядом – Cuci Luci,
потом снова немецкие пенсионеры. На Cuci Luci
идет процесс сдачи лодки – подводную часть осматривает дайвер (проверяет
наличие повреждений,не стерта ли необрастайка). Заодно смотрит и нас – все ок
на обеих лодках. Дайвер делает отметку в своей карточке и плывет на другую
точку – проверять следующую лодку. Подходит представитель «нашей» чартерной
компании – Иван – и спрашивает, когда мы будем сдавать лодку. Договариваемся на
завтра на 8:30.
Маша
с Олегом съезжают с яхты – у них забронирован номер в гостинице в городе, - они
планируют рано утром выезжать на Украину на своей машине, и в сдаче лодки не
будут принимать участия.
Стоим,
наблюдаем процедуру сдачи соседней лодки – шкипер Пыжов со своим экипажем и
вещами переместился на пирс, два паренька-хорвата настойчиво пытаются найти
хоть какие-то повреждения на борту. С каждой минутой они все грустнее – никаких
неполадок, лодка в идеальном состоянии. Подписывается акт приема. Экипаж Пыжова
грузит вещи на тележку, мы прощаемся, и они направляются на парковку к своей
машине.
Трошин
с Болеком приготовили ужин, мы накрываем стол в кокпите (за весь поход ни разу
не ели в каюте – все на свежем воздухе). В проход между пирсами заходит яхта
явно с намерением швартоваться вблизи нас. Она также не управляется на заднем
ходу, как и другие. Выскакиваем, помогаем им зайти – часть нашего ужина в
суматохе оказывается на полу – их матрос прыгнул к нам чтобы провести швартовы
на берег и задел стол.
Подбегает
«парковщик» и жестами объясняет, что это место не для них – начинается
перепалка. В итоге яхта уходит. Не успели поужинать – на это место становится
следующая. Помогаем швартоваться и этим. «Парковщик» снова опоздал, подбежал и
просит переставить яхту – его вежливо послали (мол, по радио ты нам сказал это
место, хочешь – перешвартовывай сам) и он больше не беспокоил.
Кто-то
любит кататься с ветерком (на подходе к Сплиту встречали их в море – под водой
только винты, все остальное летит в воздухе)
Среди множества яхт неожиданно видим старую добрую маленькую «Ассольку»
(даже на Днепре в ней не очень уютно, а что говорить про море)
Сплит – милый приморский городок
Парковка под скалой
Рыбный рынок
Памятник рыболовному крючку
Весь Старый город и дворец Диоклетиана нашпигованы сувенирными лавками,
кафе и ресторанчиками
Кофе
можно пить и не за столиками а прямо на ступенях дворца - для этого там лежат специальные подушечки
Казармы дворца Диоклетиана теперь – сплошной сувенирный центр
Прагматичные местные жители на протяжении столетий перестраивали дворец
и даже сейчас в нем еще живут люди
Напротив дворца – морской порт, можно на пароме отправиться, например в
Италию
Передача
яхты (Check out) и дорога обратно
В
8:30 я подошел к офису нашей чартерной компании “Bomi-Ship”
(всего наше ралли обслуживало три или четыре компании), напомнил что мы хотим
сдать лодку и притащил за собой парня, у которого мы принимали лодку неделю
назад. Около часа он также старательно исследовал, проверял, пересчитывал все
что было на борту. Выбоина на форштевне его безусловно заинтересовала и он
долго переговаривался по мобильному с офисом (подозреваю, что во время приема
лодки они не обратили внимание на форштевень, а весь наш экипаж невозмутимо
стоял на пирсе и делал вид что знать ничего не знает о проблеме). Я уже
прикидывал, сколько снимут денег с нашего депозита, но все закончилось хорошо –
лодку приняли без замечаний и намекнув о том что мы скоро уезжаем, я получил
ответ что депозит можно забирать.
Быстро
добежав к офису я убедился, что еще не все проблемы решены – в офисе ничего не
знали о вчерашней проверке состояния днища дайвером (он типа им ничего не
сказал) и никакие эмоциональные наезды на них не сработали (мужик-директор
вроде был уже готов отдать деньги, но его помощница твердо предлагала подождать
дайвера 10, потом еще 10, потом еще 10… минут).
В
итоге, дайвера таки нашли и он подтвердил, что у нас с днищем все ок и я
получил назад конверт с нашими 1,5 тыс. евро.
Надо
заметить, что на 12 лодках нашей «эскадры» набралось повреждений аж на 700 кун
с копейками (около 100 евро), при этом большая часть пришлась на яхту,
проехавшуюся по камням возле заправки (содрали необрастайку – попали на 500
кун). Фроленко потом сообщил, что хорваты были поражены нашей аккуратностью
(перед нами, например, швартовалась лодка с немцами – один удар с ходу в пирс
носом, задний ход – удар кормой, немцам крикнули, чтобы они все выключили и
ждали, когда к ним переберутся «парковщики» из марины, чтобы пришвартовать
таких «мореплавателей»).
Попрощались
с директором фирмы и пошли к своему автобусу грузить вещи.
Единственная
яхта под украинским флагом – это Bepina – ребята сшили его из
футболки и полотенца. Патриотичные у нас «гангстеры» – их коронные фразы: «А
где у вас можно купить динамит?»; «Мы с Бепины – не путать с Пипиной!»; крик
при швартовке в сторону местного «парковщика» - «Ловите наши концы и сосите!» и
т.п.).
В
12:30 мы выехали из марины на нашем
«родном» автобусе домой.
Хорватско-венгерскую
и венгерско-украинскую границу проходим относительно быстро, рано утром
завтракаем в Карпатах в мотеле, после Бродов начинается наша «Житомирская
трасса», состоящая из колдобин и сплошного потока венков вдоль дороги. В
Хорватии за все время поездки – а проехали мы почти всю страну – на автобане
было только пару мест, где ограждение было «залатано», почти все соблюдают
скоростной режим. Одного единственного идиота на Хонде видели вечером в Трогире
– гонял с пробуксовкой вдоль старого города и все.
При
въезде в Киев на проспекте Победы – тянучка. Да, теперь мы уже точно дома.
..............................................................................................................................................................
Комментариев нет:
Отправить комментарий