вторник, 21 августа 2012 г.

2011: 4286 км Украина-Хорватия-Австрия-Чехия


В 2010 году мы отдыхали на арендованной яхте в Хорватии. Всем там очень понравилось и было принято решение поездку повторить. Но брать яхту в аренду на одну семью было дорого (в 2010 г мы были со своими друзьями из Закарпатья и делили расходы поровну). Кроме того, как-то синхронно подошел период когда детям нужно практически полностью поменять гардероб (выросли из предыдущего), а по отзывам знакомых, качественные и относительно недорогие вещи можно купить в Польше. Чтобы совместить приятное с полезным и остаться в плановом бюджете, сложился такой необычный маршрут: Украина – Венгрия – Хорватия – Словения – Австрия – Чехия –Польша –Украина.


Место отдыха в Хорватии было определено заранее - поселок (деревня) Premantura на полуострове Каменяк, недалеко от Pula. Ехать куда-то на побережье наугад было стремно, тем более мы не хотели отклоняться сильно к югу вдоль побережья, а в Premantura в 2009 г отдыхал мой сотрудник  и дал очень хорошую рекомендацию как месту так и хозяйке и ее вилле (в свою очередь, он ее тоже случайно нашел, приехав "на край Хорватии" без резервации в конце сезона и попытался найти ночлег на две ночи. Многие отказывали при наличии пустых мест, а хозяйка VillaVerde Весна Жигун согласилась и теперь каждый год принимает одну-две семьи из Украины).
Поскольку отчет о путешествии пишется в 2012 г, уже после следующего отпуска, не освещаются многие моменты связанные с дорогой, ставшего по сути стандартным для нас маршрута. Из всего, что запомнилось - 4-х часовая очередь на венгерской части украинско-венгерской границы, ломаный немецкий на венгерско-хорватской границе ("Цвай киндер?" - "Я-я!" - "Ауфидиерзейн!" и хорватский таможенник, лениво выбравшийся из своей кабинки с вопросом на почти  русском языке "Вы ведь ничего не везете запрещенного, можно не смотреть, а? Ну тогда езжайте, езжайте!"
По дороге слушали "Приключения Геккельберифина" Марка Твена - хорошая книжка на автобане как раз то что нужно!

Немного не доезжая до Premantura, навигатор попытался срезать угол и повести нас через лес по мотивам грунтовой дороги. Но я быстро разобрался (было уже темно) и практически сразу вернулся на нормальную дорогу. Эконом, мля! Вообще,почитав форумов понимаешь, что болезнь навигаторов  Garmin - это желание провести вас через одно место, якобы сэкономив время или горючее. На практике практически всегда выходит наоборот.

Наконец, добрались до заветной улицы, немного поблукали на машине, я вышел и наткнулся на какого-то здорового мужика на свежайшей Ауди А6. Оказалось - это муж хозяйки апартаментов, тоже приехал отдохнуть после работы в Загребе (у него там свой бизнес). 

Поселились в номер, выслушали лекцию на английском как надо беречь воду (оказывается, нельзя оставлять кран открытым, и не все туристы об этом знают...), что уходя из дому надо закрывать дверь и не бросать ценные вещи и документы перед домом на столах - кто-то может пройти мимо, а кто-то не пройдет и утянет...

Номер достался на первом этаже, нормальная спальня и гостиная, где на двух раскладных креслах устроились дети. Отдельно кухня и большой санузел. Перед номером - терраса, соседей можно увидеть только если они сами заглянут - каждая терраса отделена живой изгородью или каменной стенкой. Солнце в номер почти не попадает (в смысле жары), и хотя был установлен кондиционер, никто им не пользовался.

Кстати, про даты отпуска - это была последняя неделя августа и первая неделя сентября. Весна даже сделала скидку на сентябрь (типа не сезон), но погода все дни была очень теплая, солнечная и загорели мы отлично. С другой стороны не было жары в 35 градусов как в 2012 г, когда приходилось бежать в море каждые 20 мин. По моему - начало сентября там самое лучшее время и в плане погоды и в плане снижения цены.

Первое утро в Хорватии - из дорожных запасов быстро готовится завтрак, вино купили в супермаркете по дороге


Пошли искать море (вниз от виллы идет тропинка). Человек купил землю, поставил заборчик, душ-туалет и жилой вагончик. И о-ля-ля! Дача готова!


Поразило количество шишек на местных соснах


Рядом с поселком расположено несколько кемпингов, мы по тропинке как раз пробрались в середину одного из них. Люди живут в палатках и кемперах рядом друг с другом. Нам немного не привычно (я хоть и проводил все лето в палатке и лодке на берегу Днепра вместе с родителями и их друзьями, но конечно такой концентрации отдыхающих таким образом никогда не видел. И ведь уживаются друг с другом!)



Дети увидели море и бросились в воду. Им дорога далась тяжелее всего, т.к. по-детскому было скучно, а взрослые охи-ахи по поводу окружающей заграницы их не трогают.





За неделю пребывания в Premantura мы опытным путем определили две наиболее удачные бухты. Одна маленькая, на западном берегу и одна - большая на восточном. В первой вода более прозрачная и галечный пляж, во второй - прекрасная тень, т.к. сосны подходят к самой воде (но пляжа как такового нет, камни).





Я, предвкушавшая морскую рыбалку, взял удочку и спиннинг, но оказалось что для ловли рыбы нужна лицензия, а жаба задавила платить по 90 грн (60 кун по 1,5 грн/куна в 2011 г) за непредсказуемый результат. Опыт нелегальной рыбалки показал, что ловля с берега практически безрезультатна, нужна своя лодка, а ее нет. Осталось только прикармливать рыбу под водой и любоваться этим зрелищем.


Хоть и последние дни августа, а солнце припекает во всю, пришлось даже надевать футболки во время купания чтобы не сгореть


Итальянец со спиннингом – сосед по пляжу – результат нулевой. Ловил рыбу только ранним утром пока не было людей (видимо без лицензии)


В прошлом, 2010 г, мы так тоже ночевали на яхте на якоре


На юге Хорватии очень много морских ежей, а в Истрии (северо-западная Хорватия) их почти нет, только на глубинах от 3-5 м


Нырять и что-то доставать - любимое занятие для детей, вот попался рак-отшельник


У хозяйки жил очень интеллигентный кот, сильно похож на нашего Гарика, только Гарик крупнее (6,5 кг), а окрас почти тот же. Как его зовут мы не знали, но котика прикормили и он у нас часто бывал. Ну как и все любопытные коты, проверял кто куда заселился. А в соседнем номере были немцы с мелкой собачонкой. Надо сказать, на Западе почему-то собаки лают очень редко (воспитываю их что ли без дела не гавкать), а тут кот сходил в гости и на правах хозяина рассказал и про краны и про воду :) У собачки истерика,  немцы за котом бегают и орут - Scheiße Katze! - так за ним эта кличка и прижилась


В соседние апартаменты поселилась семья из Австрии – эмигранты из Литвы. Муж играет скрипачом в Зальцбурге   в государственном оркестре, жена – аниматор в детских больницах. Вместе с ними - младшая дочка и щенок сеттера. Было очень приятно общаться с ними, очень интересные люди. Уехали еще из Союза. Смотрят на мир уже другими глазами, но нас и наши проблемы прекрасно понимают (в отличие от коренных иностранцев).  Наши дети не могли оторваться от собаки, они ее вместе выгуливали, игрались, а сфотографировать смогли только когда она уснула 


Неделя отдыха пролетела быстро и нужно было ехать дальше. 
Дорога в Австрию лежала через Словению. Был также соблазн заехать в Триест – ближайший крупный итальянский город – нам его рекомендовали для шоппинга австрийце-литовцы, но мы решили не терять время даром, т.к. несмотря на обманчивое небольшое расстояние (с учетом наличия прямого автобана), уже понимали что задержки в дороге неминуемы.
Так оно и оказалось – перед словенской границей была очередь  километров на пять из возвращающихся с отдыха европейцев. Но очередь постоянно медленно двигалась и через час я уже протягивал слегка удивленному словенскому офицеру наши паспорта. «Нормальные» европейцы из Шенгенской зоны (Хорватия туда не входит, а Словения входит) просто медленно проезжали переход , а нам пришлось задержаться на пару минут, пока поставят въездные штампы. Машину никто не смотрел, я из нее даже не выходил.
После границы шла слегка залатанная узкая дорога, и до ближайшего автобана пришлось еще чапать и чапать за немецкими и голландскими кемперами.
Словения запомнилась только тем, что покупая на заправке виньетку, "засветил" платежную карточку, которую потом заблокировал мой банк (мошенники обосновались на заправке).

Австрийская виньетка покупается прямо перед словенско-австрийской границей, там из поста сделали небольшой магазин всякой всячины и продуктов.

Австрийские автобаны немного скромнее венгерских и хорватских по качеству покрытия (строились то они не один десяток лет назад), но тоже неплохие.
В Вену мы добрались как раз к окончанию рабочего дня у большинства людей и пришлось постоять в тянучках.
Поскольку наш отель был на одной из центральных улиц, было принято решение посещать все достопримечательности пешком (по карте все было недалеко :) ), что мы и делали, поставив машину в паркинг при отеле. Почти во все музеи и интересные места мы пришли пешком, хотя слово "недалеко" можно отнести не ко всем из них. 
Вообще, про отель хочется сказать пару приятных слов. Мало того, что он был  в самом центре города, мало того что номер был по сути двухкомнатным, это удовольствие стоило нам всего 135 евро/сутки с завтраком и в номере была мини-кухня с микроволновкой. Этот нюанс и супермаркет Billa на другой стороне Mariahilfer Strasse убедили нас что можно порядочно сэкономить денег на питании. Немного подпортила картину платная парковка, но найти муниципальную парковку за 3 евро/сутки, о которых пишут на некоторых сайтах-путеводителях, я не смог.

Утром следующего дня, вооруженные картой города со списком достопримечательностей (сформированного еще дома), мы отправились эти самые достопримечательности искать.

В Вене не так много деревьев на улицах как раньше было в Киеве :(, и жители стараются разнообразить свою среду обитания чем-то живым и зеленым




Первая достопримечательность - это Дом моря. Но сначала - лирическое отступление...

Жили-были нацисты. Не то, чтобы никого не трогали, как раз наоборот :(  Но вот самолеты союзников стали все чаще посещать немецкие города (а Австрия была присоединена к Германии в 1938 г) и оказалось, что стрелять по самолетам из города неудобно – улицы узкие, а дома высокие. И тогда немецкие архитекторы придумали  FLAKTURM – зенитные башни. На верхних площадках располагались орудия и радиолокаторы управления огнем, а внутри – бомбоубежища для 5 тыс. жителей. Строили их со всей немецкой основательностью, да так крепко, что после войны из десятка построенных, союзникам  удалось разрушить всего несколько штук.
Как ни странно, 4 башни построили в Вене , хотя ее практически не бомбили (по сравнению с другими немецкими городами).




После войны башни были заброшены, где-то даже пустовали, но вот нашлись добрые люди – любители всего живого и морского – и одну из башен переоборудовали в HAUSDES MEERES – Дом моря.
11 этажей аквариумов и террариумов со всевозможными обитателями морей и суши (змеи, ящерицы и насекомые).
Внешне здание так и осталось суровым и непрезентабельным, но вот внутри…



Одна из стен башни оборудована всякого рода приспособлениями для тренировки альпинистов, но некоторым психам этого мало и они щекочут нервы себе и публике, пытаясь пройти по канату между бывшими орудийными площадками


Один псих дошел, а второй нет, висит, болтается на страховке...


Можно погладить мартышек...

Некоторые аквариумы высотой в три этажа...



После Дома моря мы пошли в музей техники, ну где еще увидишь настоящий паровоз в разрезе


Или посмотреть на паровую машину военного корабля 200-летней давности


...100-летней...



Или увидеть устройство биплана первой мировой войны


Для изучения тех или иных устройств или физических принципов, в музее есть масса аттракционов которые можно и нужно трогать руками! Дочке они понравились больше всего!



Также интересно было посмотреть станки 19 века (есть даже домна), эволюцию ручного и электрического инструмента, пожарного инвентаря, бытовой техники и игрушек, полиграфической техники и медицинского инвентаря, электротехники и  транспорта





Здание музея огромно, ходить можно почти целый день.

Недалеко от музея техники - дворцовый комплекс Schönbrunn - вовнутрь мы не пошли, т.к. после удовлетворения мужских амбиций в музее техники, пришлось удовлетворять юные женские амбиции, которые повели нас в зоопарк, расположенный рядом с комплексом. Тиергартен - старейший зоопарк в мире. Тем не менее, слово старейший к нему можно применить только в том смысле, как применяют его в отношении выдержки  вина. Захватывающе настолько, что перестал фотографировать :) и не могу ничего здесь воспроизвести...

...По площади он как наш киевский, но зверья в нем намного больше, а вольеры у него (зверья) намного просторнее и подход к ним гораздо удобнее. Великолепная работа ландшафтных дизайнеров – каждая зона отделена или высокими зарослями или разнесена по высоте. Внутри некоторых павильонов – лифты, ограда совершенно не мешает наблюдать за животными.

Сам Schönbrunn мы так и не посетили, сил уже не осталось. Через день все-таки смогли снова вернуться и посетить музей карет




Можно было увидеть разные типы экипажей - от детской кареты, куда запрягали ослика, до коронационного экипажа покрытого золотом и запряженного восьмеркой.

На следующий день у дочки был день рожденья, а так как она живет лошадьми, мы устроили ей (и себе) экскурсию в знаменитую Испанскую школу верховой езды, которая расположена в самом центре Вены в дворцовом комплексе Hofburg. Это место, где белые кони танцуют и выполняют удивительные по красоте движения. Испанская школа верховой езды в Вене практикует высшую школу с академической и военной целью почти 450 лет – возраст, превосходящий все другие европейские школы. Мы попали на утреннюю тренировку, а по выходным школа дает отдельные представления.

Делать фото было запрещено, поэтому привожу снимки с официального сайта


Я лошадей тоже очень люблю, хоть и без такого фанатизма как дочь, и посмотреть выездку было достаточно интересно. Надо сказать, что большинство мест в манеже было заполнено (несколько сот человек), а многие стояли, хотя это была самая первая утренняя тренировка. При школе есть магазинчик (как и в любом музее Вены) где за вполне вменяемые деньги можно купить разнообразные сувениры.

Следующий пункт программы - Сокровищница Габсбургов - самая крупная сокровищница мира в чем мы могли убедиться своими глазами, увидев сотни уникальных экспонатов, включая копье сотника Лонгина (копье Судьбы). Фотографировать там не запрещено, но свет такой приглушенный, что качество снимков на бытовом фотоаппарате мягко говоря не товарное



Чтобы не обидеть старшего, пришлось освоить общественный транспорт, поехать в другой конец Вены чтобы посетить Военно-исторический музей
Вызывает недоумение и восхищение, как удалось сохранить для потомков десятки настоящих полных рыцарских доспехов, а также одежду и личные вещи и даже походные шатры известных полководцев начиная с 17-го века!!! Не было у них наших Шариковых, к счастью...




В любой уважающей себя книге по стрелковому оружию есть рисунок одного из первых прототипов пулемета, а в музее его можно увидеть в живую



Автомобиль в котором убили Эрцгерцога Фердинанта, что послужило поводом для Первой мировой войны



Оружие времен WW I...




и WW II...




А какие там масштабные модели кораблей!!!





ребенка нельзя было оторвать, разговоров потом на целый день :)

Но всему хорошему приходит конец, и мы снова в дороге - на этот раз в Прагу.

Дорога туда запомнилась по нескольким причинам:


Во-первых мы очень удачно съездили в маленький город Parndorf (по совету наших закарпатских друзей), в 40 км от Вены, где находится огромный торговый центр. Попали как раз на середину распродажи предыдущего сезона и неплохо «прибарахлились».

Дальше началось обоюдное издевательство между нами и навигатором: сначала навигатор хотел нас отправить в Чехию через Братиславу (чтобы мы еще за словацкие дороги заплатили), но потом я ему отмстил – поехал по новому автобану которого еще не было в его электронных мозгах. Навигатор видимо одурел от того что мы ехали «чистым полем» 120 км/ч и на время замолк. Ожил он только тогда, когда мы попали на «старый» участок дороги, который был ему знаком.

Путешествуя по автобанам мы как-то расслабились, предполагая что автобан – это всегда ровная дорога, порой с латками, но в целом весьма и весьма комфортная.
Так вот чешский автобан Брно-Прага  нас в этом очень быстро разубедил – правый ряд был полностью специально сделан горбатым, чтобы больше 90 км/ч по нему ехать было не комфортно – машину трясет аж зубы клацают! Кто дал такую идею дизайнерам дороги – неизвестно, но проблема была в том, что в левом ряду тулили все под 140-150 км/ч, а мне на загруженной под потолок машине разгоняться до такой скорости было не выгодно – расход топлива увеличивался непропорционально высоко. А учитывая его стоимость - по 1,6 евро/литр – платить за такую дорогу было просто обидно (мы еще и чешскую виньетку купили). Кроме того, весь правый ряд зачастую был в латках аки Южный мост в Киеве. В итоге, я постоянно перескакивал из одного ряда в другой, поначалу пропуская «обгоняльщиков», а потом мне это надоело – гость я в Чехии или не гость? – стал ехать только в левом ряду и «обгоняльщики» приспособились обгонять меня справа. Ближе к Праге, дорога стала наконец-то нормальной в обеих полосах и к 8 часам вечера мы уже добрались до отеля. Въезд в Прагу запомнился проездом рядом с несколькими кварталами технологических компаний типа Microsoft, Google, Siemens и т.п. монстров. Причем офисы были огромные даже для масштабов Праги. Явно им тут очень комфортно (никто не борется с руиной и не предлагает покращення)...

В Праге мы почувствовали себя как дома, и даже лучше, настолько это комфортный город. Мы легко обошли центр и другие интересные места за день (сказалась венская тренировка, когда мы из центра ходили везде пешком).


В разы меньше черных на улицах, нормальные пивные бары (весь центр Вены - сплошной люля-кебаб с арабами-владельцами и арабами-посетителями и макдональдсовским ассортиментом) с великолепным пивом и очень дружественным персоналом.


Что за толпа? Невозможно протиснуться! Прийдеться стоять вместе с ними...

Это все ждут когда в Пражских курантах начнется небольшое представление в  традициях средневекового кукольного театра. Фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков и таких доминант человеческой жизни, как смерть или воздаяние за грехи, начинают шевелиться: скелет дергает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, а в финале кричит петух. Публика все это старается успеть запечатлеть на память… 



С верхушки башни какой-то тип в красной тунике трубит в трубу. Все очень боялись что он в порыве «дудения» свалится вниз, так он старался!


Вход в президентский дворец охраняет почетный караул. На колоннах при входе – не очень доброжелательные сцены того что вас может ожидать дальше :)


Вообще тема с дубиной весьма популярна у монархов – например, фото  обрамление входа в венский дворцовый комплекс Хофбург. По-моему при таких весовых категориях дубина просто излишня! Наверное хотели  напомнить простому люду кто есть кто и с какими опасностями связано шатание вблизи сильных мира сего ...


Невозможно удержаться, чтобы не посмотреть на смену караула! Туристы в восторге, солдат разве что не раздирают на кусочки на сувениры!


Под окнами президентского кабинета можно посидеть на лавочке. По всему двору гуляет аж один сотрудник охраны (на снимке – в районе зеленого навеса в глубине снимка) – честным людям нечего бояться!


Не смогли пройти мимо музея игрушек. Вот настоящая детская паровая машина, которую взорвал Карлсон


Будь я девчонкой – я бы десять раз подумал прежде чем влюбиться в Щелкунчика – мрачный тип! В мультике он конечно выглядит добрее, но в реальности…


Кто не может заснуть без медведя под мышкой? Тут этих медведей как гуталина на гуталиновой фабрике!


А как вам эти веселые музыканты?



Ну а дальше мы поехали в Польшу, посетили в Катовице наш любимый магазин Wojcik и еще пару других, закупили еще много детской одежды (как оно вообще в багажник влезло) и, простояв опять 4 часа на границе с Украиной, добрались до Львова. Поспав пару часиков прямо в машине рядом с заправкой, утром выехали в Киев, куда и добрались без приключений к обеду.  


РЕКОМЕНДАЦИИ

Переходить наши границы летом лучше ночью. Не так жарко. На венгерской мы хоть и были рано утром, но успели буквально пропотеть. На польской все было как-то легче. Все кроме водителя спят, офицеры как только видят спящих, переходят на шепот и стараются лишний раз в машину не заглядывать.

Все автобаны платные. В Венгрии нужно на первой заправке после границы потребовать «матрицу»  – вам выдадут чек с номером вашей машины, номер внесут в эл. базу, но чек лучше хранить до конца поездки. В Хорватии – при въезде на платный участок берешь в автомате талончик с местом въезда, на выезде отдаешь его кассиру и расплачиваешься не выходя из машины. В Словении (15 евро), Австрии (7,9 евро) и Чехии  (14 евро) нужно покупать «Виньетку» - наклейка на лобовое стекло. Штраф за ее отсутствие – от 130 до 300 евро в зависимости от страны. В Польше автобан маленький, оплачивается сразу на въезде (2 участка по 2 евро).

В Венгрии и Хорватии полиция ловит на радары почти как у нас – из засады. В других странах – все камеры и радары автоматические, очень часто есть предупреждение чтобы сбросить скорость. Водители ничего друг другу не показывают, т.к. во всех странах нужно в обязательном порядке ездить с включенным ближним светом круглые сутки.

Вена. Отель NH Wien. Расположен в центре, прямо над станцией метро и в 20 мин ходьбы от Музейного квартала и дворцового комплекса Хофбург. Очень понравился номер, до 5 звезд не хватает только тапочек и халатов… Через дорогу и немного пройти налево – продуктовый магазин Billa. И проблема с обедом и ужином почти решена. Идти в местные ресторанчики нам не захотелось, да их еще и найти нужно, т.к. вся Мариенхаллештрассе в этом районе утыкана фастфудами типа «Люля-Кебаб» с лицами кавказской (или турецкой или арабской)  национальности у стоек и такой же публикой внутри. Внимание: большинство магазинов закрывается в 18 ч, самые стойкие (продуктовые) – в 20 ч. Талончики на общественный транспорт продаются в табачных лавках, но можно купить прямо в трамвае если есть мелочь.

Прага. Отель Petr. Номер поскромнее - три звезды - , но тоже неплохой. Не понравился только принимавший нас ресепшионист – очень медленный и перепутал электронные ключи. Завтрак очень легкий (по сравнению с NH Wien).  До Карлова моста пешком минут 25.
Шоппинг. Есть такой городишко в 40 км от Вены – Parndorf – там расположен огромный торговый центр. Парковка бесплатная. Магазинов – около 150. Попали на распродажу: рубашки от 9 до 34 евро, куртки по 79 и женские туфли по 29… Но надо побегать, самые лучшие цены в глухих улочках :) Желательно потратить целый день, чтобы найти самое лучшее. Парковка забита машинами из Австрии и близлежащих стран – Венгрии, Румынии, Чехии и Словакии. Знают люди рыбные места…
Парковка. В Хорватии все просто было – стал под ближайшей сосной и нет проблем. В Вене знак «Остановка/Стоянка запрещена» висит через каждые 5-10 м, при этом под каждым знаком табличка на немецком поясняющая когда он действует (сокращенно дни недели, часы). Короче, надо знать язык. Просто припарковаться – 1 евро/час. Парковка в отеле – 18 евро/сутки. В Праге та же фигня, только чуть-чуть дешевле – 15 евро/сутки. Где-то должны быть муниципальные парковки подешевле, но нужно искать их заранее и не факт, что хватит места.

Пиво. В Хорватии в этом году не пробовал, в прошлом как-то не впечатлило. В Австрии, Чехии и Польше – ситуация как с бензином, только еще сильнее. На сайте клуба любителей SKODA один товарищ после посещения Праги назвал наше пиво – «укр-сцаки». Я с ним полностью согласен. ТАМ ОНО – ДРУГОЕ!!! Тот же «Старопрамен» даже в жестяной банке имеет совершенно другой изумительный вкус и не имеет ничего общего с этой бодягой, продаваемой у нас. Специально попробовал сорта, выпускающиеся у нас якобы по лицензии – ДРУГОЕ и намного приятнее! Про разливное пиво я молчу.  Нам в Украине остается только искать пиво маленьких заводиков, которые держатся за счет качества своего продукта!

Знание языка. По-английски общаться комфортно – его там знают также плохо как и мы, поэтому говорят медленно и слушают внимательно. Зачастую получался некоторый англо-немецко-местный суржик, но всегда взаимопонимание было достигнуто. Но немецкий в Хорватии и Чехии уважают больше. 

 конец :)













Комментариев нет:

Отправить комментарий