Утром поляки
были как родные. Помогли им заправиться водой, долго прощались, обещая писать
друг другу (ночью обменялись визитками), обнимались, крепко жали руки и хлопали
друг друга. Минут десять, наверное. Жены-дети были в шоке - мы вернулись к себе после двух ночи и они нас не видели. Но наконец, урча
моторами, катер с польским экипажем пошел на выход.
Еще дома я
приблизительно прикинул маршрут нашего похода, определив для себя границы
области, из которой я не планировал выходить, чтобы успеть к субботе вернуть
яхту обратно. Поэтому следующим пунктом маршрута я выбрал заповедник на острове
Ластово.
Наскоро
позавтракав и побаловавшись благами цивилизации в виде полноценного
стоячего душа (на яхте принимают душ во-первых сидя, а во-вторых – когда есть
запас пресной воды :)), расплатились с мариной за стоянку
и забрали документы на яхту, которые до момента оплаты находятся на ресепшене
марины. Стоимость стоянки в Хорватии огорчает из года в год, но поскольку мы
договорились все расходы делить пополам на две семьи было намного легче
расставаться с кровными евро.
Водяные
танки заправлены, аккумуляторы заряжены и, с помощью накопленного опыта и
немецкого экипажа с соседней яхты, я довольно спокойно вывел нашу «Принцессу» из
марины.
Чтобы не
делать крюк, решил пройти между мелкими островками и Корчулой. Один проход был
широким и безопасным, а вот второй – между островом Vrnik – был не очень приятным. На бумажной
карте из атласа побережья Хорватии глубина была обозначена цветом как
минимальная, а на электронной карте в карт-плоттере было указано 5 м. С нашей
осадкой в 2 м должны пройти с запасом, хотя конечно сюрпризы бывают везде.
Подходим
под мотором к проливу, перед ним столпилось с полдесятка яхт, обычные семейные
экипажи, «шкиперы» еще не решили "быть или не быть". Через пролив шастают только
моторки и мелкие катера. Сбавляю ход и уверенно направляюсь в середину пролива.
Яхты, дрейфовавшие до этого момента, выстраиваются гуськом за мной. Вау! Они
наверное ничего не знают про Ивана Сусанина! Вода становится совершенно белой –
это видно скалистое дно. Кажется, что мы летим над ним и вот-вот зацепим!
Эхолот (пока работает дизель, он тоже работает) показывает пять метров с
копейками, несколько раз опускаясь до 4,8-4,7 м, вызывая учащенное
сердцебиение. Наконец пролив пройден, под килем снова резко становится глубоко –
пятнадцать, тридцать один, тридцать семь метров и все облегченно вздыхают. Чувствуется,
что пассажиры сопереживают капитану.
Оставляем с
левого борта группу вешек, обозначающих отмель на которой затонул какой-то
корабль. Обходим восточную оконечность Корчулы, и раскрываем грот, а за ним стаксель. Недолго идем в галфинд, потом уваливаемся до бакштага. Теперь
можно одним галсом дойти до Ластово. Ветра немного, идти часа 4, не меньше. Все устраиваются
поудобнее в кокпите и на палубе чтобы дремать и загорать. Только Петя идет
спать в каюту.
Отдыхая
пять лет подряд на Адриатике, заметил правило, что утром ветра откровенно мало,
раздувать начинает не раньше 10, постепенно усиливаясь и достигая максимума к
14-15 ч, потом есть несколько вариантов - ветер или спадает перед заходом солнца и
вновь начинает дуть уже ночью, или всю ночь спокойно.
Еще один
нюанс, чисто яхтенный, - когда вы движетесь острым курсом, скорость ветра
складывается со скоростью яхты, и вам кажется что вы идете очень быстро (кроме
того, становится гораздо холоднее). Если наоборот – вы идете курсом близким к
направлению ветра, скорость яхты вычитается из скорости ветра и вам кажется что
ветра почти нет (вы с удивлением смотрите на яхты идущие навстречу, где все
сидят в куртках и шапках, пока вы загораете в футболке).
И только взглянув
на анемометр и окружающие вас волны, можно понять что что-то не так…
Примерно на
полпути ветер начал усиливаться и за какие-то полчаса раздуло с 16 до 20, а
потом и до 24 узлов (12 м/с). Ветер был вдоль пролива, и ничего не мешало ему
разгонять волну. Стало посвистывать в вантах, за кормой и по бортам шипела
вода, когда верхушка волны нагоняла яхту. Море покрылось барашками, а моя спина
– мурашками. Опять прозевал опасность! Надо срочно уменьшить парусность!
Но на
попутном ветре под такой большой нагрузкой закрутка грота в мачту не работала,
и все мои усилия свернуть грот были тщетными. Надо было разворачивать яхту в
левентик, а при таком волнении делать мне это совсем не хотелось. Оставалось и
дальше идти в бакштаг, благо курс был четко на Ластово и через час-полтора мы
бы зашли за него и спрятались от ветра.
Чтобы не
совершить ненароком непроизвольный поворот фордевинд, я еще раньше завел на гик
превентер. Почти полностью скрутил стаксель, оставил немного для стабилизации
яхты. Надеяться на автопилот было нереально – на высокой попутной короткой
волне он удерживал яхту на курсе не дольше 10-15 секунд а потом корму бросало под ветер,
яхта сильно кренилась, внутри гремела посуда, летавшая по кают-компании, и
автопилот пришлось отключить и рулить вручную. Штурвал приходилось держать двумя руками, упираясь спиной в релинг, т.к. нагрузка оказалась нешуточная...
Света
сидела бледная как лист бумаги, ее укачивало и было просто страшно. Даже моя жена, повидавшая всякого, была
взволнована. Только детям было интересно попасть в "шторм" (хотя это совсем не
шторм а только "крепкий ветер"). А Петя продолжал спокойно спать в носовой каюте, упираясь руками и ногами в
стенки.
В голову
лезли всякие нехорошие мысли, - вспоминал недавнюю историю на яхтенном форуме про
гибель московской семьи возле Кипра, когда их яхту перевернуло неожиданно большой
волной, образовавшейся на мелководье. Посмотрел на карту – по пути к Ластово
есть ряд мелких островков с резким уменьшением глубины, скорректировал курс,
чтобы пройти от них подальше.
На глаз –
волна метра два. Ощущения – как на качелях, только гораздо плавнее. Никаких
неприятных ощущений типа морской болезни нет и в помине – но это от того, что я
за штурвалом и постоянно смотрю по сторонам. Штурвал – лучшее средство от
любого плохого самочувствия – некогда себя жалеть!
Зевать категорически нельзя! Ведь волны в реальности идут не так,
как их рисуют на картинках на уроках физики или рисования – ровными рядами. Волны
идут хаотично, только удерживая общее направление, постоянно сталкиваясь между
собой и образуя другие волны, складываясь и вычитаясь, неожиданно вырастая за
спиной, или образуя страшные провалы сбоку от яхты. Надо успеть заметить с
какого борта волна приближается раньше, и подвернуть в ее сторону корму яхты.
Волна приближается, шипит, на ее вершине шевелится пенный
гребень, потом тебя вдруг начинает быстро поднимать вверх, гребень оказывается
рядом на расстоянии вытянутой руки, несколько секунд на вершине и ты
запрокидываешься назад, упираясь в релинг, пока корма
падает в яму. Нос яхты в это время задирается, потом он тоже опускается и яхта скользит вперед, зарываясь
в воду. Секунда в низине, ты высматриваешь новую волну, которая первой догонит
тебя и цикл повторяется. Вверх-вниз, в стороны, вверх-вниз в стороны. Иногда,
когда волны складываются, это реально пугает…
...Дальше
...Дальше
А дальше?
ОтветитьУдалить