вторник, 28 января 2014 г.

2010: первый самостоятельный чартер или как похудеть на .... часть 11

Утром поляки были как родные. Помогли им заправиться водой, долго прощались, обещая писать друг другу (ночью обменялись визитками), обнимались, крепко жали руки и хлопали друг друга. Минут десять, наверное. Жены-дети были в шоке - мы вернулись к себе после двух ночи и они нас не видели. Но наконец, урча моторами, катер с польским экипажем пошел на выход.


Еще дома я приблизительно прикинул маршрут нашего похода, определив для себя границы области, из которой я не планировал выходить, чтобы успеть к субботе вернуть яхту обратно. Поэтому следующим пунктом маршрута я выбрал заповедник на острове Ластово.

Наскоро позавтракав и побаловавшись благами цивилизации в виде полноценного стоячего душа (на яхте принимают душ во-первых сидя, а во-вторых – когда есть запас пресной воды :)), расплатились с мариной за стоянку и забрали документы на яхту, которые до момента оплаты  находятся на ресепшене марины. Стоимость стоянки в Хорватии огорчает из года в год, но поскольку мы договорились все расходы делить пополам на две семьи  было намного легче расставаться с кровными евро.

Водяные танки заправлены, аккумуляторы заряжены и, с помощью накопленного опыта и немецкого экипажа с соседней яхты, я довольно спокойно вывел нашу «Принцессу» из марины.

Чтобы не делать крюк, решил пройти между мелкими островками и Корчулой. Один проход был широким и безопасным, а вот второй – между островом Vrnik – был не очень приятным. На бумажной карте из атласа побережья Хорватии глубина была обозначена цветом как минимальная, а на электронной карте в карт-плоттере было указано 5 м. С нашей осадкой в 2 м должны пройти с запасом, хотя конечно сюрпризы бывают везде.

Подходим под мотором к проливу, перед ним столпилось с полдесятка яхт, обычные семейные экипажи, «шкиперы» еще не решили "быть или не быть". Через пролив шастают только моторки и мелкие катера. Сбавляю ход и уверенно направляюсь в середину пролива. Яхты, дрейфовавшие до этого момента, выстраиваются гуськом за мной. Вау! Они наверное ничего не знают про Ивана Сусанина! Вода становится совершенно белой – это видно скалистое дно. Кажется, что мы летим над ним и вот-вот зацепим! Эхолот (пока работает дизель, он тоже работает) показывает пять метров с копейками, несколько раз опускаясь до 4,8-4,7 м, вызывая учащенное сердцебиение. Наконец пролив пройден, под килем снова резко становится глубоко – пятнадцать, тридцать один, тридцать семь метров и все облегченно вздыхают. Чувствуется, что пассажиры сопереживают капитану.

Оставляем с левого борта группу вешек, обозначающих отмель на которой затонул какой-то корабль. Обходим восточную оконечность Корчулы, и раскрываем грот, а за ним стаксель. Недолго идем в галфинд,  потом уваливаемся до бакштага. Теперь можно одним галсом дойти до Ластово. Ветра немного, идти часа 4, не меньше. Все устраиваются поудобнее в кокпите и на палубе чтобы дремать и загорать. Только Петя идет спать в каюту.

Отдыхая пять лет подряд на Адриатике, заметил правило, что утром ветра откровенно мало, раздувать начинает не раньше 10, постепенно усиливаясь и достигая максимума к 14-15 ч, потом есть несколько вариантов - ветер или спадает перед заходом солнца и вновь начинает дуть уже ночью, или всю ночь спокойно.

Еще один нюанс, чисто яхтенный, - когда вы движетесь острым курсом, скорость ветра складывается со скоростью яхты, и вам кажется что вы идете очень быстро (кроме того, становится гораздо холоднее). Если наоборот – вы идете курсом близким к направлению ветра, скорость яхты вычитается из скорости ветра и вам кажется что ветра почти нет (вы с удивлением смотрите на яхты идущие навстречу, где все сидят в куртках и шапках, пока вы загораете в футболке).

И только взглянув на анемометр и окружающие вас волны, можно понять что что-то не так…

Примерно на полпути ветер начал усиливаться и за какие-то полчаса раздуло с 16 до 20, а потом и до 24 узлов (12 м/с). Ветер был вдоль пролива, и ничего не мешало ему разгонять волну. Стало посвистывать в вантах, за кормой и по бортам шипела вода, когда верхушка волны нагоняла яхту. Море покрылось барашками, а моя спина – мурашками. Опять прозевал опасность! Надо срочно уменьшить парусность!

Но на попутном ветре под такой большой нагрузкой закрутка грота в мачту не работала, и все мои усилия свернуть грот были тщетными. Надо было разворачивать яхту в левентик, а при таком волнении делать мне это совсем не хотелось. Оставалось и дальше идти в бакштаг, благо курс был четко на Ластово и через час-полтора мы бы зашли за него и спрятались от ветра.

Чтобы не совершить ненароком непроизвольный поворот фордевинд, я еще раньше завел на гик превентер. Почти полностью скрутил стаксель, оставил немного для стабилизации яхты. Надеяться на автопилот было нереально – на высокой попутной короткой волне он удерживал яхту на курсе не дольше 10-15 секунд а потом корму бросало под ветер, яхта сильно кренилась, внутри гремела посуда, летавшая по кают-компании,  и автопилот пришлось отключить и рулить вручную. Штурвал приходилось держать двумя руками, упираясь спиной в релинг, т.к. нагрузка оказалась нешуточная...

Света сидела бледная как лист бумаги, ее укачивало и было просто страшно. Даже моя жена, повидавшая всякого, была взволнована. Только детям было интересно попасть в "шторм" (хотя это совсем не шторм а только "крепкий ветер"). А Петя продолжал спокойно спать в носовой каюте, упираясь руками и ногами в стенки.

В голову лезли всякие нехорошие мысли, - вспоминал недавнюю историю на яхтенном форуме про гибель московской семьи возле Кипра, когда их яхту перевернуло неожиданно большой волной, образовавшейся на мелководье. Посмотрел на карту – по пути к Ластово есть ряд мелких островков с резким уменьшением глубины, скорректировал курс, чтобы пройти от них подальше.

На глаз – волна метра два. Ощущения – как на качелях, только гораздо плавнее. Никаких неприятных ощущений типа морской болезни нет и в помине – но это от того, что я за штурвалом и постоянно смотрю по сторонам. Штурвал – лучшее средство от любого плохого самочувствия – некогда себя жалеть!


Зевать категорически нельзя! Ведь волны в реальности идут не так, как их рисуют на картинках на уроках физики или рисования – ровными рядами. Волны идут хаотично, только удерживая общее направление, постоянно сталкиваясь между собой и образуя другие волны, складываясь и вычитаясь, неожиданно вырастая за спиной, или образуя страшные провалы сбоку от яхты. Надо успеть заметить с какого борта волна приближается раньше, и подвернуть в ее сторону корму яхты. Волна приближается, шипит, на ее вершине шевелится пенный гребень, потом тебя вдруг начинает быстро поднимать вверх, гребень оказывается рядом на расстоянии вытянутой руки, несколько секунд на вершине и ты запрокидываешься назад, упираясь в релинг, пока корма падает в яму. Нос яхты в это время задирается, потом он тоже опускается и яхта скользит вперед, зарываясь в воду. Секунда в низине, ты высматриваешь новую волну, которая первой догонит тебя и цикл повторяется. Вверх-вниз, в стороны, вверх-вниз в стороны. Иногда, когда волны складываются, это реально пугает…

...Дальше

1 комментарий: